Продолжая тему некоммерческих организаций (НКО), в частности, тему регистрации Ротари клубов в качестве юридических лиц (ЮЛ), в первую очередь, я ссылаюсь на Стратегический план округа 2223, который был утвержден Советом директоров Ассоциации движения Ротари «Округ 2223 Международного Ротари» «08» ноября 2022 г.:
«Клубы должны зарегистрироваться как российские некоммерческие организации (НКО) в управлении министерства юстиции РФ по месту нахождения. Это требуется для прозрачности нашей организации в Российской Федерации. Устав, зарегистрированный в соответствии с законодательством РФ для некоммерческих организаций (НКО), и устав клуба по требованиям РИ, являются руководящими документами для клуба в равной мере».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2023) “О некоммерческих организациях” Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Глава II.Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2023) “О некоммерческих организациях” ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ предусматривает следующие организационно-правовые формы для НКО: Общественные и религиозные организации (объединения); Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; Казачьи общества; Фонды; Государственная корпорация; Государственная компания; Некоммерческие партнерства; Частные учреждения; Государственные, муниципальные учреждения; Бюджетное учреждение; Автономная некоммерческая организация; Ассоциации (союзы).
Какие документы требуются для регистрации создания НКО?
Прежде всего должно быть заявление по форме Р11001, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; учредительные документы некоммерческой организации; решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов; сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению); документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления). По времени регистрация создания занимает 17 рабочих дней в территориальном управлении министерства юстиции и не более 5 рабочих дней для внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в Федеральной налоговой службе.
Какую организационно-правовую форму выбрать для регистрации Ротари клуба в качестве юридического лица?
У нас в округе уже сложилась традиция, что клубы регистрируются в качестве региональных общественных организаций, для учреждения которого требуется не менее 3 участников (учредителей), например, Красноярская региональная благотворительная общественная организация «Красноярск-Енисей», зарегистрированная в 2007 г., председателем которой является всеми нами уважаемая Татьяна Хэгай, долгие годы руководившая окружным финансовым комитетом. Также имеется опыт создания успешной деятельности АНО – Автономной некоммерческой организации «Ротари клуб Москва Восток», который активно развивается и самым крупным Ротари клубом в России. Для создания АНО требуется единственный учредитель, и в РК «Москва Восток» Александр Рожков вот уже на протяжении многих лет ведет организацию в качестве учредителя и исполнительного органа.
Во время «Кофе с Губернатором» поступил вопрос касательно членства, «какие документы могут быть доказательством членства в организации, если член не является учредителем»?
– В протоколе общего собрания, где зафиксирован факт приема новых членов. Этот документ может храниться как внутренний документ, но, если вносятся изменения в учредительные документы, протокол должен быть предоставлен в Территориальное управление министерства юстиции, наряду с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Регламент клуба может содержать все нюансы членства, вплоть до выдачи удостоверения члена Ротари клуба. Типовой устав Ротари клуба, Регламент – это внутренние документы клуба, где предусматриваются процедурные вопросы деятельности клуба, они находятся в открытом доступе на платформе в TEAMS.
Мария Гаврильева, Губернатор округа 2223 2023-24 гг.